Конференция "Вкус Востока"
- 3 марта 2017 08:45
Цель проведения конференции состоит в том, чтобы предложить отечественным ученым, востоковедам и африканистам, включиться в разработку нового и стремительно набирающего известность в мировой науке исследовательского поля, получившего название FoodStudies (FS). Интерес к проблематике пищи, пищевых ритуалов и культурных особенностей национальной кухни возник и в отечественной науке, в результате чего сформировалось направление междисциплинарных исследований, получившее название гастика. Восходя к идеям российского философа и культуролога Г. Гачева, это направление изучает культурную роль вкусовых ощущений, ритуалов, традиций, связанных с едой, пищей, кухней как отражением национального менталитета. Посутигастика находится в русле и включает значительную часть проблематики FS.
Объектом исследования FS являются не способы производства или питательные качества того или иного пищевого продукта (этим занимаются агрономия и медицина), а изучение сложных взаимосвязей между едой, культурой и обществом. Для ученых, работающих в рамках этого исследовательского поля, еда служит мощной аналитической линзой, сквозь которую можно по-новому посмотреть на такие современные реалии и проблемы как миграция и диаспора, национализм, урбанизация, глобализация, расовая, этническая, конфессиональная и гендерная идентичность, модернизация, представления о социальной справедливости и проч.
Определяющей особенностью FS как исследовательского направления является междисциплинарный подход, т.е. совместное участие в конкретных проектах представителей разных областей научного знания. В этом смысле, наряду с гендерными (GenderStudies) и постколониальными исследованиями (PostcolonialStudies) или исследованиями исторической памяти (MemoryStudies) FS находятся на острие последних научных тенденций. Междисциплинарный подход является сегодня общепризнанным для современного этапа научного познания направлением, в том числе и в области общественных и гуманитарных наук, поскольку позволяет ставить и решать принципиально новые исследовательские задачи.
ВОЗМОЖНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ДОКЛАДОВ:
1. Еда и идентичность. «Я есть то, что я ем, и чего я ни при каких обстоятельствах не ем».
Выбирая пищу и обосновывая свои пищевые предпочтения и табу, мы позиционируем «себя» как часть единой национальной, социальной, этнической или религиозной группы, причем всегда – по контрасту с «другими», имеющими иные предпочтения и запреты. В рамках этой темы можно рассмотреть такие принципы приготовления продуктов питания, как халяль у мусульман или кошер у иудеев; вегетарианство у индусов и т.п., представления о «съедобном» и «несъедобном», о «полезной» и «вредной» еде, а также способы употребления пищи (ножом и вилкой, палочками, руками). А самое главное – стоящие за этими представлениями предписания авторитетных текстов, с одной стороны, и народную мифологию, стереотипы и предрассудки, с другой.
2. Еда как символ в бытовом смысле, например, как символ дружеских отношений (преломление хлеба на Ближнем Востоке), гостеприимства (встреча гостя хлебом и солью у русских), единства и равенства (совместные бесплатные трапезы в сикхских гурдварах), символы любви (имеющие форму сердца коробки шоколадных конфет, специально выпускаемых ко Дню Св. Валентина в США), представления о «мужской» и «женской» еде и проч., а также еда как символ в ритуальном контексте – богатейшая тема, позволяющая использовать религиозно-философские, исторические и литературные памятники стран Востока, этнографические наблюдения.
3. Протоколы застолья, или “dining is much more than feeding”. Все живые существа нуждаются в пище, но только люди устраивают застолья. В рамках этой темы можно рассмотреть особенности еды и пития «по поводу»: чем отличается праздничный стол от повседневного? Какие блюда и почему ассоциируются с тем или иным праздником? Как сочетаются еда и напитки в разных странах Востока? Каков регламент произнесения тостов? В исторической, этнографической и художественной литературе встречаются описания пиров в различных культурах Востока: по каким поводам они устраивались, как приглашали,по какому принципу рассаживали, и чем угощали гостей.
4. Еда и язык. С едой связаны и многие языковые вопросы, что позволяет подключиться к конференции лингвистам. Это полисемия глаголов «употребления пищи», многочисленные метафоры и фразеологизмы, связанные с пищевыми продуктами, экспрессивные этнонимы, употребляемые к иным народам на основе пищевых преференций последних («макаронники», «лягушатники», «сыроядцы» и т.п.). Наконец, изучение процессов лексических заимствований, так как названия пищевых продуктов, как и сельскохозяйственных культур, относятся к разряду т.н. культурной лексики и заимствуются вместе с продуктами и культурами, которые они называют.
5. Еда и политика. Политика и еда/продовольствие неразрывно связаны.
В международной политике немаловажное значение имеет контроль над продовольственными потоками и источниками производства продуктов питания. Манипулирование ими в политических целях (продовольственная блокада, отказ в предоставлении продовольственной помощи, продовольственные санкции и т.п.) – это способ оказания давления, в основе которого лежит использование в политических интересах страха населения «наказываемой» страны перед голодом.
Издавна придавалось большое внимание совместному принятию пищи в дипломатии (приемы, обеды во время важных переговоров и т.д.). Считается, что вкусные блюда, особенно приготовленные с учетом предпочтений противоположной стороны, способны если не сблизить позиции переговорщиков, то по крайней мере – расположить друг к другу. Незнание же пищевых традиций партнеров или их сознательное нарушение может иметь негативные последствия.
6. Путешествия еды – чрезвычайно широкая тема, затрагивающая взаимоотношения и взаимовлияние культур Востока и Запада как в историческом, так и в современном контекстах.